Максим Наумов

Телеком без подводных камней. Миф или реальность?

Компания «Дом.ру», крупный игрок на российском рынке пригласила меня и еще еще 60+ журналистов и блогеров на свой слёт «Рыбное место». Слёт проходит ежегодно. И всё время в разных городах. Мне посчастливилось попасть на седьмой слёт, который проходил в городе Екатеринбурге.

Общая тема текущего слета «Подводные камни телекома». При этом мой пост называется «Телеком без подводных камней». Но не будем увлекаться спойлерами и продолжим. Говорят, что не место красит человека, а человек — место. В силу своего образа жизни и работы я нечасто путешествую по России и за рубеж. В России я был менее чем в 10 городах. За пределами Родины только в Украине, республике Беларусь и в Тунисе.

При этом городами моей мечты остаются Нью-Йорк и Лондон. Про Лондон всё понятно. Как никак Европа. Витые улочки, практически полный хаос в дорожном движении, да и ездят они не по тем полосам.

 

А вот в Нью Йорке всё прекрасно и мне всё нравится, улицы имеют четкую структуру, в городе множество мостов и тоннелей но все ровно и аккуратненько.

Улицы, параллельные Гудзону, получили название «авеню» (от первой до двенадцатой с востока на запад и дополнительно от A до D в районе Ист-Виллидж — «Алфабет-сити»), поперечные нумеровались цифрами и назывались «стрит». Весь город оказался разбит на кварталы площадью около 2 га. Планировалось создать 16 продольных авеню и 155 поперечных улиц. В 1853 году между 5-й и 8-й авеню (от 59-й до 110-й улицы) было выделено место для Центрального парка. Некоторые улицы получили впоследствии собственные имена (Парк-авеню, Вест-энд и др.). Другие улицы были проложены дополнительно (Мэдисон-авеню, Лексингтон-авеню).

 

 

Ну, скажете вы, начал за здравие, а рассказывает про Нью-Йорк. И будете правы. Всё это я написал чтобы вы могли понять принцип строения города, в который я приехал. Екатеринбург имеет строение схожее с Нью-Йорком. Я взял с Википедии четыре картинки и прикрепляю их ниже. Как вы видите в любое время года Екатеринбург сохраняет своё лицо.

Екатеринбург простирается с запада на восток на 15 км, с севера на юг на 26 км. Река Исеть, разделяющая город на западную и восточные части, превращена в систему ступенчато расположенных водоемов (самый крупный — Верх-Исетский пруд, другие пруды — Городской, Парковый и Нижнеисетский). В основе прямоугольной схемы улиц центральных районов лежит план завода-крепости 18 века.

Скажу сразу компания Дом.ру позаботилась о своих «гостях». На подобном мероприятии я впервые, сильно порадовала сплоченность команды организатора. Скажем так, за три дня в абсолютно чужом городе мне не пришлось ни разу никому звонить и спрашивать. Все было чудесно спланировано и исполнено.

А что именно? Читайте ниже.

Основной темой форума был телеком рынок, ни для кого не секрет что в России одна из самых дешевых цен на доступ в интернет для населения. И проводные и беспородные провайдеры денно и нощно пытаются сделать кучу сервисов ближе к народу. Получается не у всех. Конкуренция растет, материалы и оборудование, используемые в работе дорожают каждый день в связи с падением рубля. А тут еще звездные войны. Но давайте обо всём по порядку.

Спрос на связь и интернет в России не падает даже в условиях кризиса: россияне меньше всего экономят на этих услугах, сообщается в отчёте аналитической компании GfK. В исследовании GfK сообщается, что падение курса рубля отрицательно сказалось на покупательной способности россиян. Если в ноябре 2014 года кризис чувствовали только 14% населения, то к марту 2015-го доля озабоченных экономическим положением в стране выросла до 49%.

Больше всего россияне стали экономить на товарах для ремонта, мебели для дома и дачи, а также на ювелирных украшениях и часах. Значительно меньше — на хобби и путешествиях.
Наименьшему влиянию кризиса оказались подвержены товары первой необходимости: продукты питания, медикаменты, коммунальные услуги, одежда и обувь. В этой же категории оказались расходы на мобильную связь и интернет, говорится в отчёте GfK. Оно и понятно. Зачем тратить 300 рублей на билет в кино, когда можно скачать фильм с торрентов или вообще обойтись цифровым телевидением не выходя из дома?
При этом к концу года в некоторых регионах складывается парадоксальная ситуация с поведением клиентов, которые увидев у «соседнего» провайдера цену на 50 рублей дешевле — уходят buy viagra no prescription.
 В рамках нашего форума было представлено четыре доклада:

«Подводные камни в условиях сверхконкуренции», Денис Кусков, генеральный директор ИАА Telecom Daily.

«Лицом к клиенту: ключевые тренды», Андрей Чазов, директор по маркетингу «Дом.ru».

«Perpetuum mobile платного ТВ и видеоконтента», Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента J`son&Partners.

«OTT-сервисы vs операторы: война или цивилизованное партнерство?», Алексей Бырдин, генеральный директор ассоциации «Интернет — видео».

Мне не хочется подробно останавливаться на каждой из тем, перескажу кратко основные тезисы и выводы. Более подробнее ознакомится с презентациями можно будет в конце поста, я прикреплю ссылки для скачивания. Я по мере возможности вел текстовую онлайн трансляцию, которую в пике смотрело 170 человек, а всего 1300 человек.

 

Подводные камни в условиях сверхконкуренции

Денис Кусков, генеральный директор ИАА Telecom Daily

Сегодня в России 29 250 000 домохозяйств, подключивших себе интернет. Проникновение услуги ШПД — 54%, средняя ARPU — 360 рублей. В Москве и крупных городах все операторы предоставляют качественные услуги доступа в интернет и отличаются лишь своим подходом к маркетингу. Интернет теперь это абсолютно стандартная строчка в коммунальных платежах большинства семей. Как газ, электроэнергия и вода. В отличии от коммунальных платежей стоимость телеком услуг будет только падать. Из — за перенасыщения рынка провайдерами проводных и беспроводных телеком услуг. Некоторые абоненты перескакивают от оператора к оператору ради экономии в 10 — 50 рублей. В зале был человек, в доме которого больше десяти провайдеров интернета.

Наверно это больше похоже на безумие. Интересно, что в Москве и Санкт – Петербурге более 100 интернет провайдеров, а вот с маленькими деревнями и сёлами всё намного сложней. Провайдерам экономически невыгодно тянуть туда свои сети.

Большинство аналитиков также не ожидают резкого роста цен на услуги ШПД. «Рост ARPU возможен только либо за счет подключения абонентов к более высокоскоростным тарифам, либо за счет продажи дополнительных услуг, например, IP TV», — считает Сергей Либин из Raiffeisen bank. По мнению Владимира Байдина из J’son & Partners Сonsulting компании могут увеличивать ARPU за счет разработки и внедрения дополнительных услуг, для которых потребуется расширение абонентом используемой полосы, а также применения новых типов модемов и устройств.

Тут-то за дело и берется маркетинг. Начинаются подарки к 8 марта и 23 февраля, тарифы со «звездочками» и «до 100 Мбит». Часто бывает, что после того как грамотный абонент почитает рекламу и раскроет все звездочки он бежит на форум и начинает всем рассказывать какой оператор «плохой». Так что от недобросовестной конкурентов через 5 лет ничего не останется.

Дальнейший рост рынка будет происходить за счет следующих факторов:

• экстенсивное увеличение географического охвата и развитие сетей передачи данных;
• рост числа устройств и их разнообразия (ПК, ноутбуки, нетбуки, планшеты, телефоны) в домашнем сегменте, как следствие рост ширины требуемой полосы на одно домохозяйство;
• повышение привлекательности тарифных планов, за счет комплексных тарифов (бандлированные предложения).

Основными рыночными факторами, которые будут обеспечивать рост количества абонентов, является рост охвата малых населенных пунктов сетями связи. Туда пойдут средние и крупные Интернет-провайдеры. В связи с этим, возможно оживление провайдеров спутникового ШПД.

«Лицом к клиенту: ключевые тренды»

Андрей Чазов, директор по маркетингу «Дом.ru»

У Андрея была очень красивая и яркая презентация. Но больше всего мне понравился первый слайд, который я привожу тут полностью.

 

Один из векторов роста сейчас — увеличение у абонентов количества устройств использующих интернет. Не за горами эпоха интернета вещей. Поэтому операторам сейчас важно предложить клиенту выгодный пакет услуг. Аппетиты клиентов растут, «смартфонизация» шагает по стране. В 2009 году у Дом ру было 3 HD канала. Сейчас 66 HD каналов.

Современный тренд — совмещеный просмотр. Абонент желает свободу выбора. Не прерывать интернет и ТВ услуги никогда. Услуги должны быть доступны в любое время и на любом устройстве. Когда ты заходишь в кафе ты спрашиваешь не меню, а пароль от вайфая. Все современные тренды сводятся к простому «облизыванию клиента». Хочешь чтобы клиент вспоминал про тебя даже вне дома? Делай как Домру. Развивай федеральную сеть бесплатных WiFi точек.

На конференции Андрей рассказывал про жизненные ситуации, которые доходили до абсурда. Например можно выбрать пол техника и специалиста тебя обслуживающего. Домру анализирует, много работает с BIG DATA, предлагает индивидуальные и очень гибкие фишки. И недорогие. Это факт. Конечно же, мы живем не в тучные годы. Большее за меньшее — стратегия на ближайшее время.

Кстати у Домру на сайте есть прекрасный конфигуратор пакетов. Лично сам себе там собирал в своё время тариф.

И еще немного цифр: 21% абонентов Домру готовы поменять оператора. У остальных операторах этот процент колеблется от 13% до 26%.

Андрей Чазов
Эр-Телеком, Директор по продукту «Дом.ru»

«Значительное влияние на рынок продолжает оказывать рост числа устройств, которым необходим доступ в Сеть. Помимо ПК в семьях все чаще используют ноутбуки, планшеты и смартфоны, а также телевизоры Smart TV. Абоненты все больше потребляют инновационные услуги – интерактивное ТВ, мультискрин, ОТТ-сервисы. Абоненты все чаще выходят в сеть с помощью беспроводного доступа, что влечет за собой рост количества Wi-Fi-спотов.
Постоянный рост тяжелого контента в общем объеме трафика предъявляет все новые требования к сети оператора, качеству и бесперебойности, к комфортности потребления услуг. Обеспечение такого доступа, дальнейший рост скоростей, повышение качества сервиса и обслуживания становятся одной из ключевых задач провайдеров.
Таким образом, операторам необходимо инвестировать в модернизацию сети, в том числе Wi-Fi, развивать дополнительные услуги и сервисы, фокусировать внимание на клиентском сервисе. Но кризис будет сдерживать эти планы, заставлять экономить, пересчитывать окупаемость проектов».

Perpetuum mobile платного ТВ и видеоконтента

Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента J`son&Partners

Для Российского зрителя телевидения = бесплатно. Для более — менее разбирающихся телевидение = 50 рублей в месяц за коллективную антенну. Но Дмитрий и компания J`son&Partners прекрасно знает что будет дальше. Сейчас в России кабельное телевидение вытеснило эфирное чуть больше чем полностью, но и над кабелем зависла угроза, цифровое телевидение и OTT (телевидение которое не требует специальных устройств для просмотра, а передается по интернету (over the internet).  Именно об этом он и рассказывал нам следующие 25 минут. Было очень интересно. Было куча красивой графики и слайдов, качайте презентацию в конце поста, и внимательно изучайте цифры. А с меня выводы и небольшое видео, прекрасно показывающее общую атмосферу мероприятия.

Ладно, шучу, куда ж я вас одних оставлю. Немного полезной информации. Потрясающая особенность западного рынка игровые приставки — важнейший источник IPTV контента на телевизорах. BBC в Англии сначала разработала приложение для XBOX и только потом для SmartTV и смартфонов/планшетов. К слову говоря у Билайна были попытки пустить телевидение на XBOX в России.

Выводы
  • Рост многоплатформенности вещания в России и мире
  • Отключение аналогового ТВ в России не повлияет на бизнес операторов в городах, но серьезно изменит его вне городской черты.
  • Новые устройства удовлетворяют новые потребности. Для видео нужен большой экран.
  • ОТТ необходим операторам для роста ARPU.
  • У молодого рынка OTT в России очень много угроз и пока не очень много денег.

OTT-сервисы vs операторы: война или цивилизованное партнерство?

Алексей Бырдин, генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео»

В России во всём виноваты торренты. Так в пяти словах можно описать всю презентацию Алексея. В Америке, в среднем, человек смотрит 2,4 фильма в месяц, в России 8,2 фильма. Человек скачивает впрок, а потом удаляет и не смотрит. При этом возрастает нагрузка на провайдера.

Легальные сервисы видеопроката рассчитаны на ленивых и требовательных людей. Рынок постоянно меняется. Раньше я тоже скачивал музыку и слушал её в ВК. Теперь я спокойно сижу на Apple Music свесив ножки (269 рублей в месяц). Надеюсь когда — нибудь и до фильмов доберусь. Игры пока покупаю / пирачу в равных долях. Шутка.

Пиратские сайты — премьерные фильмы и сериалы которые доступны до / во время премьеры в кинотеатрах. Если их заблокируют вся аудитория (восьмизначное число) вынуждена будет придти к легальным поставщикам контента.

В 2007 году только DVD дисков продали на 3 000 000 000 долларов. Сейчас пиратское потребление это 80% контента. И весь объем рынка в три раза меньше чем продажа DVD.

Людям задали вопрос: Почему вы не пользуетесь платными онлайн кинотеатрами?

Бырдин: Ни один легальный кинотеатр не входит в топ-100 сайтов.

Ни один, Карл!

 Скачать все презентации бесплатно, без регистрации и СМС!

Скачать презентацию 

Скачать презентацию 

Скачать презентацию 

Скачать презентацию 

Комментарии

Ваш комментарий

Comments are closed.